10 лучших фильмов о революции

10 лучших фильмов о революции 10 лучших фильмов о революции
Текст: Лена Бассе
1. "Ленин в Октябре", 1937, реж. М.Ромм
Этот фильм со знаменитой сценой «толкового письма» и бессмертной фразой о «политических проститутках» курировал сам Йосиф Виссарионович. Он и лично заказ на киностудии сделал к 20-летию Октябрьской революции, и над душой режиссера стоял, и одобрил на заседании в политбюро, и премьеру в Большом театре устроил. А что в итоге? После смерти Сталина, фильм отредактировали, сцены с его участием вырезали, а кое-где просто заменили его на силуэт настольной лампы. Зато сцены взятия Зимнего дворца до сих пор многими зрителями воспринимаются как документальные.

2. "Пуля для генерала", 1966, реж. Д.Дамиани
Спагетти-вестерн от Дамиано Дамиани (того самого, чей «Спрут») посвящен событиям мексиканской революции, «мутным водам», где разная рыба водилась, и хорошая, и плохая, и злая. И несмотря на то, что сам режиссер считал свой фильм политическим, вопросы, на которые он пытается ответить через своих героев, относятся к категории «вечных». Долгая дорога в дюнах среди агавы, объединившая мексиканского торговца оружием и американского наемного убийцу, заставит зрителя задуматься, что есть дружба, предательство, искушение и классовая ненависть.

3. "За пригоршню динамита", 1971, реж.С.Леоне
Еще один спагетти-вестерн на тему мексиканской революции, на этот раз – от великого Серджио Леоне. В этом фильме метафорически отразилось все разочарование от социальных бунтов 60-х годов, прокатившихся по Европе. «Не говори мне о революции! Я все знаю о революции! Сперва кто-то читает книги, приходит к бедным и говорит: «Пора изменить жизнь». И что сделают это сами бедные. А потом эти читатели садятся вокруг полированного стола и говорят, говорят… А что с бедными? Они мертвые!». Персонажи Леоне, мексиканский грабитель дилижансов и бывший боец ИРА, последние индивидуалисты-одиночки, бросающие вызов судьбе и смерти, не понимают, что время эпических героев и дуэлей с роком уже на исходе.

4. "Мечтатели", 2003, реж. Б.Бертолуччи
Весна 1968 года, Париж, баррикады, студенты бунтуют, рабочие бастуют. Брат и сестра знакомятся с американским студентом и приглашают его пожить в своей квартире, почитать цитатник Мао, пока их буржуазные родители в отъезде. В замкнутом пространстве троица устраивает свою собственную революцию — сексуальную. А так как любовь к кино в годы той революции была непременным атрибутом протестующей молодежи, они без конца что-то инсценируют, цитируют, загадывают друг другу кинозагадки и даже повторяют пробег по Лувру из фильма Годара «Банда аутсайдеров». Им трудно принять, что революция – это прежде всего насилие.

5. "Че", 2008, реж.С.Содерберг
Можно ли любить революцию? Как любимую профессию, как дело своей жизни, как главное предназначение? Да, для Эрнесто Че Гевара, врача из Аргентины, это само собой разумеется. Иначе невозможно стать мировым символом борьбы за свободу и независимость. Именно по дневникам «мирового символа» был снят фильм в двух частях о великом Команданте. Первая рассказывает о его участии в Кубинской революции, когда он вместе с Фиделем боролся за карибский социализм. Вторая часть рассказывает о попытке Че организовать борьбу за независимость Боливии. Она не увенчалась успехом. В отличие от кубинцев, жители Боливии не захотели вступать в партию, чтобы умирать в сражениях. Не помог даже личный пример Команданте, встретившего с достоинством и смерть от врагов, и предательство соратников.

6. "Я - Куба", 1964, реж. М.Калатозов
Самая поэтическая картина о революции до сих пор поражает новаторской операторской работой. Поэтому, наверное, Мартин Скорсезе стал инициатором реставрации этого фильма. Но в 60-е именно из-за новаторства картины, несмотря на ее политическое содержание, этот шедевр был отвергнут как советскими, так и кубинскими властями по причине ее пафосности. Как можно упрекать в пафосе оду, к написанию которой приложил руку Евгений Евтушенко? То же самое, что обвинять влюбленного в романтичности. А революция у Калатозова - сродни влюбленности, она ослепляет и опьяняет.

7. "Начинайте революцию без меня", 1969, реж.Бад Йоркин
Одна из немногих комедий на тему революции. Правда, это Французская революция, когда она случилась, никто уже не помнит. Фильм начинается с предисловия в исполнении Орсона Уэллса, где он на полном серьезе объясняет, что этой самой революции могло бы и не быть, если бы не курьезный случай, о котором и снят этот фильм. Причем снят он людьми честными и небедными, на цветной пленке, но без его, Орсона Уэллса, участия. А курьез заключается в том, что незадолго перед революцией, во произошла подмена братьев-близнецов между семьей аристократа и семьей крестьянина. Именно это и послужило началом всей катавасии, завязавшейся в Версале, а потом и за его пределами. В общем, принц и нищий, гильотина, Бастилия, все смеются.

8. "Гавана", 1990, реж.С.Поллак
«Касабланка» для тех, кто не видел «Касабланку» с Богартом. Он - игрок в покер, циничный профи, который играет по-крупному и никому не верит. Она – жена пламенного революционера, преследуемого режимом Батисты. Место действия – Гавана, которая вот-вот будет захвачена повстанцами. И вот он, тот, кто умудрялся даже в азартные игры играть без азарта, с холодной головой, кто всегда держался подальше от политики, увлекается чужой женой настолько, что готов рискнуть своей жизнью ради ее спасения. В общем, ставка больше, чем жизнь, красивый закат и грустный прищур Роберта Рэдфорда.

9. "Падение последней империи", 2011, реж. Джеки Чан, Ли Чжан История доказала, что любой империи когда-нибудь приходит конец. Именно к столетию китайской революции, благодаря которой была свергнута маньчжурская династия Цин, и был снят этот фильм. Джеки Чан решил доказать, что способен на участие не только в комедийных боевиках, но и в серьезном историческом кино, а также, что он не только актер, но и режиссером может быть. Старина Джеки сыграл роль героя революции Хуан Сина, который был одним из руководителей оппозиции, вместе с Сунь Ятсеном создавшего платформу для превращения Китая в республику. Как правило, революция пожирает своих детей. В случае с Хуан Сином, она его просто пожевала.

10. “Интервенция”, 1968, реж. Г. Полока
Единственная в советском кинематографе эксцентричная комедия в стиле «буфф», повествующая о высадке войск Антанты на территорию революционной Одессы. Режиссер Геннадий Полока приступил к съемкам фильма в то время, когда пьеса «Интервенция» уже с большим успехом ставилась на различных театральных подмостках. Однако, то что принимали на «бис» в театрах, совсем не понравилось тогдашнему руководству страны в виде фильма. Автор пьесы, Лев Славин, будучи коренным одесситом, создал не только гротескное произведение с незабываемыми перлами местного городского фольклора, но и ушел от слишком откровенных идеологических предпочтений.

 






Возврат к списку

(Нет голосов)