Юрий Каплан

Юрий Каплан Юрий Каплан, больше известный как ехидный поэт-песенник Валентин Стрыкало, рассказал PLAYBOY о том, как стать звездой интернета, нужны ли наркотики для вдохновения и существуют ли границы приличия для хорошей шутки

PLAYBOY Нелегко быть звездой Интернета? Компания у тебя веселая – от Обломова и Налича до фрика с бутылкой в заднице.

Каплан Не стоит всех сгребать в одну кучу. Фрику с бутылкой в заднице вряд ли удалось монетизировать свою популярность. А для музыкантов вирусное видео является лишь первым шагом. Необходимо приложить огромное количество усилий, чтобы сделать из этого ролика успешный проект.

PLAYBOY Обломов говорил в интервью, что, если хочешь раскрутиться в Интернете, будь готов к унижению...

Каплан Нужно быть готовым к гораздо большим унижениям, если попытаешься раскрутиться стандартными способами: через радио, ТВ, продюсерские центры. Ты превратишься в станок для заработка денег, тебе придется засунуть свое мнение в задницу и делать так, как тебе скажут. Сейчас благодаря Сети есть альтернатива. Хорошему музыканту нет нужды заниматься поиском продюсера, он все может сделать сам.

PLAYBOY Судя по видеоблогу, твой персонаж далек от здорового образа жизни. Употребляешь перед концертом?

Каплан Перед концертами не напиваемся никогда. Максимум – 50 грамм для уверенности. Что касается наркотиков, то у меня нет… сейчас наркотиков с собой (смеется). Если серьезно, то я негативно отношусь к тяжелым наркотикам, от которых люди превращаются в развалины. К легким – нейтрально. Кому-то это помогает веселиться, кому-то помогает раскрыть творческий потенциал. Мне – нет. Огромное количество западных музыкантов – жесткие героинщики в прошлом. Вопрос – почему они так хорошо выглядят, до сих пор живы и излучают здоровье? Наверно, лечатся в очень дорогих реабилитационных клиниках, пользуются последними достижениями медицины. В наших широтах музыканты не могут себе позволить подсесть на героин лет на десять, а потом соскочить как ни в чем не бывало. К тому же я не уверен, что героин способствует творчеству. Кислота – другой расклад. ЛСД многим музыкантам помогает расширить сознание, но, опять же, покупая кислоту в Киеве, у тебя нет гарантии, что ты купишь качественный стаф. Во времена Битлов был чистый продукт, практически легальный. Кен Кизи с доктором Лири колесили на кислотном автобусе по штатам и раздавали ЛСД хиппарям бесплатно. Сейчас этого нет даже в США. А вообще мне кажется, что это нелепое занятие – вызывать у себя вдохновение. Оно приходит… когда пашешь. Это вопрос мастерства. Но я еще не достиг такого уровня, чтобы приказать себе: «Сейчас, Юра, ты сядешь и напишешь хит».

PLAYBOY У тебя довольно говорящая фамилия Каплан. Откуда вообще взялся Стрыкало?

Каплан Валентин Стрыкало – первое, что пришло в голову. Хотелось придумать имя, которое смешно и мелодично звучит. Правда, во время гастрольных поездок, когда пограничники, осматривая наши музыкальные инструменты, спрашивали, как называется группа, и слышали в ответ «Валентин Стрыкало», то впадали в легкий ступор. То есть никто с первого раза не мог понять, что ему сказали. Поэтому в последнее время говорим, что мы группа «Сплин». А если спросят, где Васильев, отвечаем, что он едет в бизнес-классе.

PLAYBOY Как это началось: сидел ты в Интернете и...

Каплан Был в гостях у друзей, смотрел ролики MD Vision. (Продакшн-студия, известная своими вирусными роликами. – Прим. Ред.) В одном из них Сэм Никель обращался к Вячеславу Малежику с каким-то диким и смешным стихом. Мы поржали и разошлись. А потом мой друг, вдохновившись Никелем, выслал мне свою версию обращения к Малежику. Тоже смешную. Я подхватил эстафету и сочинил романс «Мент поганый, или Я люблю тебя, Анжела». Записал ролик и выложил на YouTube. Позже еще один прикольчик смастерил – обращение к Тимати.
И забил на это дело на несколько месяцев. А потом кто-то из друзей мне сообщает: «Чувак, у тебя в «ВКонтакте» целый фан-клуб, ты в курсе?» Я залез на сайт, а там три сотни незнакомых людей активно обсуждают меня, то есть Валентина Стрыкало. Воодушевившись слегка от такого поворота, я решил, что положение обязывает и нужно записать новую песню. Но признаться, долгое время тянул с этим – лень было. В конце концов друзья заперли меня в комнате, сказав, что выпустят, когда я запишу новое видеообращение. Что оставалось делать? Так родилась песня «Мама, я гей», посвященная Диме Билану. И понеслось…

PLAYBOY Настоящий поэт-песенник. Откуда такие таланты?

Каплан Для сочинения такой музыки и текстов особого таланта не надо. Попсовые мелодии рождаются легко и быстро. Я даже в музыкальной школе не учился, нот не знаю, к стыду своему, только аккорды. Сейчас половина музыкантов так играет, да и раньше. Увлечение музыкой пошло из детства. Папа играл на гитаре и пел Окуджаву, Визбора. До сих пор их люблю. А сочинять я пытался лет с 14, ерунда получалась, если честно.

PLAYBOY А гитару освоил чтобы девчонкам «Сплин» лабать?

Каплан В точку! Во-первых, мне очень нравилась группа «Сплин». Во-вторых, я считал, что гитаристом быть круто, он всегда в центре внимания. Как выяснилось позже, дебилов гитара не спасала. Это же трагедия для любой компании – дебил, умеющий играть на гитаре. Но у меня, к счастью, все было хорошо. Я поехал в лагерь с гитарой, и каждый день ко мне приходили девчонки с просьбой что-нибудь сыграть. Я был самым популярным пацаном в отряде!

PLAYBOY А теперь с поклонницами зависаешь?

Каплан Иногда. Я же свободный парень, могу согласиться на любую авантюру.

PLAYBOY Песней «Русский рок» ты решил потоптаться по кумирам юности? 

Каплан Знаешь, «Русский рок» отчасти стеб над самим собой. Как бы ты ни хотел звучать, если ты пишешь на русском языке, у тебя получается русский рок. Русский язык вообще не очень мелодичный и на нем трудно спеть так, чтобы было красиво. Некоторые, как «Мумий Тролль», с помощью необычного вокала умудряются петь по-русски, звуча при этом по-западному. Я пока что ищу свою манеру, стиль. В моем первом альбоме стиль не выдержан вообще. Панк-рок вперемежку с бардовским романсом. Меня это немного напрягает. Но вторая пластинка будет уже более цельной, с отличным саундом. Я на это надеюсь.

PLAYBOY Чем порадуете фанатов в ближайшее время?

Каплан В планах выпустить два видео. Второй альбом выйдет осенью, мы уже записали несколько песен. А 18 мая в Питере мы презентуем клип на песню «Знаешь, Таня».

PLAYBOY Ты иногда материшься, как грузчик, особенно в видеоблоге. Перед мамой не стыдно?

Каплан Меня самого это раздражает при пересмотре своих старых видео. Режет слух, и, серьезно, из блога в блог я стараюсь уменьшать дозу. В последнем блоге всего лишь два мата за весь хронометраж – это успех. К следующему блогу, возможно, будет один. Мама иногда мне говорит, что стоило бы поменьше ругаться матом в Интернете, и я прислушиваюсь. Пожалуй, нужно больше читать и учиться формулировать свои мысли
без мата. Хотя иногда это необходимо: мат усиливает эмоциональную составляющую, но в строгой дозировке. Чем реже ты его используешь, тем круче он звучит.

PLAYBOY Что делал до того, как превратился в Стрыкало?

Каплан Учился в Нархозе на международной экономике. Играл в студенческой группе, ничего серьезного. Подрабатывать пытался, но без особого успеха. Однажды работал менеджером по продаже рекламы на сайте. Два дня продержался. Это был 2007-й, тогда реклама в Интернете никому на хрен не была нужна. Мне было 18, серьезную работу никто не предлагал – только унылое дерьмо, на которое не хотелось тратить время. Если бы не вся эта история со Стрыкало, замутил бы с друзьями какой-то бизнес. Работать на кого-то точно не смог бы.  

PLAYBOY Помнишь свое первое интервью и первый концерт?

Каплан Первое интервью я дал для киевской «Афиши» в кафе «Желудь». Журналисты, которые меня нашли, не знали, чего от меня ожидать. Они спросили, где гитара, где знаменитая клетчатая рубашка... Я зарегистрировал имейл yatrahal@ukr.net где-то через полгода после того, как выложил первое видео с этим адресом. Чудо, что этот адрес никто не занял до меня. В итоге через этот имейл произошло очень много важных встреч, в том числе и встреча с этими ребятами… Первый концерт состоялся в Киеве в клубе «Первый». Странный человек на сцене странного быдло-диско-клуба, который странно себя вел – я думаю, что пришедшие на концерт были в недоумении. Меня никто не знал, над шутками не смеялись,
я плохо играл, плохо отрепетировал песни. Я был в той же клетчатой рубашке, в которой записал первые ролики. Она, кстати, цела – висит в шкафу. Надеюсь, что мне когда-нибудь удастся ее впарить за очень большие деньги. А на свой следующий концерт в Москве я вышел уже основательно подготовленным: шутки выстреливали, песни срывали апплодисменты. Вот тогда я и почувствовал, что мог бы заниматься этим дальше.

PLAYBOY Ты говорил, что не ощущаешь себя частью шоу-бизнеса. Кокетничал?

Каплан Я не ассоциирую себя с его коммерческой и публичной составляющими. Я не хожу на вечеринки, хотя… Черт, хожу! На вашей вечеринке было круто: выпивка, Иван Дорн...

PLAYBOY Звезду поймал хотя бы?

Каплан Вроде нет. У меня полно комплексов и публичность их только усилила. Мне очень дискомфортно оттого, что меня кто-то может узнать и начнет на меня пялиться. Недавно был на концерте, а за моей спиной сидела девушка и очень громко разговаривала. В какой-то момент она вдруг начала обсуждать меня, дескать, я чмо и никто на мои концерты не ходит. Я обернулся и говорю: «Твою мать, я здесь! Ты это специально?» Оказалось, что она меня и не видела даже. Я извинился, но еще долго переживал, что повел себя слишком резко. А потом вспомнил, что видел подобную сценку в сериале «Гриффины».

PLAYBOY Откуда деньги на запись альбома, на клипы?

Каплан Все сами заработали на гастролях. Первое время, когда я еще слабо понимал, куда попал, общался со многими украинскими и российскими продюсерами. Но слава богу, удержался… Появлялись очень странные персонажи. Помню, встретился с одним типом из компании «Монолит» Макса Фадеева. Он мне контракты прислал – ад кромешный. Ну и как-то наше общение заглохло. А позже, общаясь с представителями этой же компании, я выяснил, что этого «продюсера» у Фадеева никто знать не знает… Когда я встал перед выбором – подписывать контракт или нет, то задал себе вопрос, что для меня важнее – быстро срубить много бабла или быть счастливым человеком. Все телеги про творческую свободу артистов – ложь, там этим и не пахнет. Ты по контракту обязан стабильно выдавать материал, и неважно, пишется тебе или нет. А еще хуже, если скажут: «Не пишется – о’кей, у нас есть автор с классными шутками, бывший кавээнщик, он напишет тебе сто смешных песен». Если ты свободен, тебе нет необходимости выдавать на публику какое-то дерьмо, лишь бы заполнить собою эфир. Пусть я следующую песню напишу через пять лет, меня это устраивает.

PLAYBOY На корпоративы и ток-шоу зовут?

Каплан Бывает. У нас есть песня «Чувак, тебе 45 лет!», которая про кризис среднего возраста. Один раз нас ангажировали играть на дне рождения 45-летнего мужика, я так понимаю, благодаря этой песне. Да и «Наше лето» хорошо заходит публике, которая помнит «Артек» и «Ласковый май». Порой ходим и на ток-шоу: почти всегда это утомительно и нудно, но хоть на рейтингах сказывается, наверно.

PLAYBOY А ты вообще ожидал, что клип «Наше лето» так хорошо воспримут люди из поколения твоих родителей?

Каплан Я постоянно сталкиваюсь с непониманием. Что бы я ни делал, найдутся люди, которые это поймут неправильно. И не всегда это плохо. С песней «Наше лето» произошло следующее. Мы, когда ее придумали, дико смеялись, потому что получился адовый трешак в стиле «Ласкового мая». Мы купили усы, очки. Пришли на локацию – там советская квартира. Тогда мы добрали еще всяких предметов интерьера – пластинок, плакатов, допотопный сервиз в горошек, совковый телефон, проигрыватель, – расставили и начали снимать. Концепта закосить под 80-е не было, просто хотелось снять клип, который бы смотрелся смешно. Но когда он вышел, оказалось, что у многих людей песня вызывает ностальгию.
И, черт, это же неплохо! Несмотря на то что мы вкладывали в нее изначально, оказалось, что ее можно воспринимать и по-другому. Даже мое отношение к этой песне изменилось. В моих глазах это уже не трешак, а стилизация под 80-е, которая получилась такой помимо нашей воли.

PLAYBOY Не боишься остаться Стрыкало навсегда?

Каплан С первых шагов по раскрутке проекта, я старался во всех интервью называть свое настоящее имя. Когда-нибудь надеюсь полностью избавиться от этого клише. Но уже сейчас наши фанаты прекрасно знают, как зовут всех участников коллектива, они не кричат «Валя» или «Валик». И хотя я нисколько не культивирую образ Стрыкало, однако не хочу становиться серьезнее, как это с годами происходит с большинством. Люди превращаются в страшных зануд. Мне хочется сломать этот стереотип. Нужно расти профессионально, развиваться, а не становиться занудой. Если я и через десять лет буду продолжать веселиться, не думаю, что это будет плохо.

PLAYBOY Герои твоего видеоблога иногда довольно смешно и жестко шутят, а выглядят при этом печальными. Откуда появляются такие образы?

Каплан Я кажусь печальным просто из-за разреза глаз, на самом деле мне весело, правда. А образы... Я вдохновляюсь творчест­вом западных стендап-комиков, в частности Луи Си Кея и Рики Джервейса. Они очень разносторонние личности, и все, что они делают, очень смешно. У Рики Джервейса в одном стендапе есть хорошее высказывание: «Нет вещей, над которыми нельзя смеяться, все зависит от контекста».

Интервью: Макс Щербаков






Возврат к списку

(Голосов: 11, Рейтинг: 4.11)